Уроки по астрономии:
Уважаемые обучающиеся, данный ресурс подготовлен для вас в целях самостоятельного изучения курса "Астрономия". Если вы по какой-либо причине отсутствовали на уроке, вы можете изучать пропущенные темы самостоятельно. Необходимо познакомиться с уроком, выполняя последовательно требования и делая записи в тетрадь.
УЧЕБНИК: Астрономия 10-11 класс, Б.Я.Воронцов-Вельяминов, Страут, 2018г
Каждый урок содержит:
- цель, задачи урока;
- перечень новых терминов (определений) урока, которые необходимо записать в тетрадь;
- 1-2 видеоролика, ссылки которых перенаправляют вас на просмотр видео;
- перечень вопросов и заданий по данному уроку.
По окончанию изучения темы, проходим викторину или квест -игру на цифровых ресурсах (myquiz.ru, google-форма)
УРОК №1 История возникновения астрономии.
Цель: познакомиться с элементами истории становления новой науки - астрономии.
Новые термины: астрономия, космология, астрофизика.
Вопросы и задания: (ответы записать в тетрадь)
1. Назвать две системы мира (фамилия ученого, его гипотеза), §1
2. Используя Приложение VII учебника, составить таблицу об ученых, внесших вклад в развитии астрономии прошлых веков.
УРОК № 2. Наблюдения. Телескопы. § 2 (с. 8-19)Новые термины: телескоп, рефрактор,
рефлектор, "Спектр-Р", "Радиоастрон".
Цель: познакомиться с особенностями и уникальностью методов астрономии.
Новые термины: телескоп, рефрактор,
рефлектор, "Спектр-Р", "Радиоастрон".
Цель: познакомиться с особенностями и уникальностью методов астрономии.
Цель: познакомиться с особенностями и уникальностью методов астрономии.
Вопросы и задания:
1. Перечислить и описать методы изучения в астрономии.
2.Дать определение телескопа и его характеристикам (анализ рис. 34-35).
3. Что такое разрешающая способность? Записать формулу для расчета разрешающей способности
4. Кто и когда создал первый телескоп?
5.Чем отличия рефрактор от рефлектора?
6.Назначение радиотелескопов. Приведите примеры телескопов.
7. Что означает PAТAН600, "Спектр-Р", "Радиоастрон"? (кратко описать)
1. Перечислить и описать методы изучения в астрономии.
2.Дать определение телескопа и его характеристикам (анализ рис. 34-35).
3. Что такое разрешающая способность? Записать формулу для расчета разрешающей способности
4. Кто и когда создал первый телескоп?
5.Чем отличия рефрактор от рефлектора?
6.Назначение радиотелескопов. Приведите примеры телескопов.
7. Что означает PAТAН600, "Спектр-Р", "Радиоастрон"? (кратко описать)
УРОК №3. Созвездия. Звездные карты. § 3
Цель: научиться находить известные созвездия на небе.
Новые термины: созвездие, освещенность светила,звездная карта.
Видео №1. Как научиться видеть созвездия
Подвижная карта. Как найти экваториальные координаты звезды.
1. Сколько созвездий на небе?
2. Как найти полярную звезду?
3. Как поможет созвездие Ориона найти еще две яркие звезды? Назовите их и местоположение? (созвездие)
4. Перечислите шесть самых ярких звезд и их положение в созвездиях.
5. Посмотреть видео, как найти экваториальные координаты (склонение и прямое восхождение) на подвижной карте.
УРОК №4. Небесные координаты. Небесная сфера. § 4
УРОК №4. Небесные координаты. Небесная сфера. § 4
Цель: обучение владения инструментами ориентировки на заездном небе.Новые термины: небесная сфера, зенит, надир, северный и южный полюса мира, математический и небесный горизонты.
Цель: обучение владения инструментами ориентировки на заездном небе.
Новые термины: небесная сфера, зенит, надир, северный и южный полюса мира, математический и небесный горизонты.
Вопросы и задания:
1. Изобразить небесную сферу в тетрадь и подписать названия всех ее составляющих (точки, прямые, дуги окружности, овалы)
2. Проведение наблюдений основных созвездий и наиболее ярких звезд неба (см. таблица III, VI в учебнике).
УРОК № 5. Видимое движение звезд на различных широтах § 5
УРОК № 5. Видимое движение звезд на различных широтах § 5
Цель обучиться навыкам определения и анализа движения светил в зависимости от положения
наблюдателя.
Новые термины: кульминация, высота светила, незаходящие звезды, невосходящие звезды..
или видеоролик
Вопросы и задания:
1. Какие звезды можно увидеть на северном полюсе?
2. Какие звезды может увидеть наблюдатель на средних широтах?
3. Записать определение незаходящие звезды, невосходящие звезды.
4. Что такое кульминация? Какие бывают кульминации?
5. Какие звезды может увидеть наблюдатель на экваторе?
6. Запишите условия видимости звезд для разных широт.
7. Где бы вы искали Полярную звезду, если бы вы находились на экваторе?
а) в точке зенита б) на высоте 45 градусов над горизонтом 3) на горизонте
8. На какой высоте бывает верхняя и нижняя кульминация звезды Процион (б=+5 градусов) в Москве (ϕ =+56 градусов)? Заходит ли эта звезда за горизонт? (решение описать).
УРОК № 6. Годовое движение солнца. Эклиптика. §6
Цель:. исследовать
характеристики суточного и годичного движения солнца.
Понятия новые: Эклиптика, точки равноденствие, солнцестояние Образовательные
ресурсы: учебник, карта звездного неба, модель небесной сферы.
Эклиптика - большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое с Земли годичное движение Солнца относительно звёзд.1. Почему происходит смена времен года?
2. Что такое солнцестояние? Когда происходит летнее, зимнее солнцестояние?
3. Какой угол составляет между плоскостью эклиптики и небесным экватором?
4. Изобразить небесную сферу и путь солнца, отметить точки весеннего и осеннего равноденствия.
Понятия новые: Эклиптика, точки равноденствие, солнцестояние
Образовательные
ресурсы: учебник, карта звездного неба, модель небесной сферы.
Эклиптика - большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое с Земли годичное движение Солнца относительно звёзд.
1. Почему происходит смена времен года?
2. Что такое солнцестояние? Когда происходит летнее, зимнее солнцестояние?
3. Какой угол составляет между плоскостью эклиптики и небесным экватором?
4. Изобразить небесную сферу и путь солнца, отметить точки весеннего и осеннего равноденствия.
2. Что такое солнцестояние? Когда происходит летнее, зимнее солнцестояние?
3. Какой угол составляет между плоскостью эклиптики и небесным экватором?
4. Изобразить небесную сферу и путь солнца, отметить точки весеннего и осеннего равноденствия.
УРОК № 7. Затмения Солнца и Луны. Фазы Луны. § 7-8
Цель:. исследовать
взаимное расположение Земли, Луны и Солнца..
Новые термины: фаза луны, синодический и сидерический месяц.
Новые термины: фаза луны, синодический и сидерический месяц.
Фазы Луны: Вопросы и задания:
1. Что такое фаза Луны? Перечислите все фазы. Сделайте рисунок в тетрадь.
2. Дать определение синодического и сидерического месяцев?
3. Сформулируйте условия, при которых возникают солнечные затмения.
4. Описать виды лунного затмения , сделать рисунок.
5. Почему луна бывает красная?6. Заполнить таблицу ниже.7. Задача. Если бы Земля вращалась вокруг Солнца равномерно по окружности , совпадало бы истинное солнечное время со средним солнечным временем?*По желанию подготовить доклад: «Описание явления солнечных и лунных затмений в произведениях древних
авторов»
1. Что такое фаза Луны? Перечислите все фазы. Сделайте рисунок в тетрадь.
2. Дать определение синодического и сидерического месяцев?
3. Сформулируйте условия, при которых возникают солнечные затмения.
5. Почему луна бывает красная?
7. Задача. Если бы Земля вращалась вокруг Солнца равномерно по окружности , совпадало бы истинное солнечное время со средним солнечным временем?
УРОК № 8. Поверочная работа по теме "Практические основы астрономии"
Ссылка для подключения на платформу myquiz.ru. https://play.myquiz.ru/p/00235778 Время прохождения 30 октября 2022г. в 19 часовКто не прошел, написать смс, для прохождения теста в удобное время (тел. для связи 89642147966)
УРОК № 9. Время и календарь.Цель: исследовать
основы измерения и счета различных промежутков времени в астрономии.Новые термины: поясное время, зимнее время, летнее время, старый и новый календарный
стиль, время по Гринвичу.
Вопросы и задания: 1. Почему день
весеннего равноденствия не всегда приходится на 21 марта.2. В местный полдень штурман
отметил 14 ч 15 мин по гринвичскому времени. Определите географическую долготу
места наблюдения.3. Заполнить таблицу:
4. Задача. Сколько звездных суток в одном невисокосном календарном году?5. Какой год в среднем длиннее - юлианский или григорианский? На сколько?
УРОК № 10. Конфигурация планет. Сидерический и
синодический период. §11
Цель: проанализировать
условия видимости внешних и внутренних планет.
Новые термины: противостояние, квадратура,
элонгация, звездный период, соединения.
4. Задача. Сколько звездных суток в одном невисокосном календарном году?
5. Какой год в среднем длиннее - юлианский или григорианский? На сколько?
Цель: проанализировать
условия видимости внешних и внутренних планет.
Новые термины: противостояние, квадратура, элонгация, звездный период, соединения.
Новые термины: противостояние, квадратура, элонгация, звездный период, соединения.
Рис 1. Конфигурации планет.Вопросы и задания: 1. Внешние и внутренние планеты, дать определение
и перечислить их.
2. Изобразить схематично конфигурацию
внутренних планет, в чем их назначение? (записать понятия - элонгация, соединения какие могут быть)
3. Изобразить конфигурацию внешних
планет, в чем их назначение? (понятия элонгация, соединения, противостояние,
квадратура)
4. Изучите таблицу по ролику или оформите кратко рисунок 1(выше).
5. Дать определение звездного периода. Запишите
формулы для нахождения синодического периода для внешних и внутренних планет. 6. Задача: Синодический период Урана 369,7 суток. Сколько земных лет составляет один год на Уране?7.Задача: Венера видна на небе рядом с растущей Луной. Какая у Венеры элонгация - западная или восточная?
УРОК № 11. Законы движения планет Солнечной системы. §12
2. Изобразить схематично конфигурацию внутренних планет, в чем их назначение? (записать понятия - элонгация, соединения какие могут быть)
3. Изобразить конфигурацию внешних планет, в чем их назначение? (понятия элонгация, соединения, противостояние, квадратура)
4. Изучите таблицу по ролику или оформите кратко рисунок 1(выше).
5. Дать определение звездного периода. Запишите формулы для нахождения синодического периода для внешних и внутренних планет.
Цель урока. просмотреть ролик, сделать конспект, ответив на вопросы.
Новые термины: Кеплер, три закона движения, афелий, перигелий, эксцентриситет.
1. Записать и изобразить схематически 1, 2 и 3 законы Кеплера.
2. Записать понятие эксцентриситета и формулу его нахождения.
3. Что такое афелий? Перигелий?(изобразить рисунок)
4. Чему равна 1 а.е (астрономическая единица)?
5. Когда Земля обладает наибольшей кинетической энергией, наименьшей?6. Задача. У некоторой малой планеты большая полуось
орбиты равна 2,8 а.е., а эксцентриситет равен нулю. Чему равна малая
полуось ее орбиты?
2. Записать понятие эксцентриситета и формулу его нахождения.
3. Что такое афелий? Перигелий?(изобразить рисунок)
4. Чему равна 1 а.е (астрономическая единица)?
5. Когда Земля обладает наибольшей кинетической энергией, наименьшей?
УРОК № 12. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. §13
Цель урока. исследовать астрономические методы определения расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Новые термины: горизонтальный
параллакс,
Вопросы и задания:
1. Что такое годичный параллакс?2. Укажите условия применимости каждого из методов определения расстояний и размеров тел
Солнечной системы.
3. В какой конфигурации находится Венера,
если она наблюдается на фоне диска Солнца?
4. В какой конфигурации Марс ближе всего к
Земле.
5..Заполнить таблицу «Методы определения расстояний в
астрономии».
6.Среднее расстояние от планеты до Солнца составляет
9,6 а. е. Используя Приложение VI учебника, определите, какая это планета и
каков сидерический период ее обращения.
Цель урока. исследовать астрономические методы определения расстояний и
размеров тел в Солнечной системе.
Новые термины: горизонтальный
параллакс,
Вопросы и задания:
1. Что такое годичный параллакс?
1. Что такое годичный параллакс?
2. Укажите условия применимости каждого из методов определения расстояний и размеров тел
Солнечной системы.
3. В какой конфигурации находится Венера, если она наблюдается на фоне диска Солнца?
4. В какой конфигурации Марс ближе всего к Земле.
5..Заполнить таблицу «Методы определения расстояний в астрономии».
Солнечной системы.
3. В какой конфигурации находится Венера, если она наблюдается на фоне диска Солнца?
4. В какой конфигурации Марс ближе всего к Земле.
5..Заполнить таблицу «Методы определения расстояний в астрономии».
6.Среднее расстояние от планеты до Солнца составляет
9,6 а. е. Используя Приложение VI учебника, определите, какая это планета и
каков сидерический период ее обращения.
УРОК № 13. Практическая работа с планом Солнечной системы.
Цель урока. сформировать
у обучающихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа о строении
Солнечной системы, закрепить навыки действия по использованию знаний.
УРОК № 14. Открытие и применение закона всемирного тяготения.
Цель урока. раскрыть эмпирические и теоретические основы законов небесной механики, их
проявления в астрономических явлениях.
Вопросы и задания:
1. Записать формулировку и формулы закона Всемирного тяготения.
2. Кто открыл данный закон?
3. Перечислить значение закона Всемирного тяготения.
УРОК № 15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Цель урока: рассмотреть структуру и содержание теории, объясняющей происхождение
Солнечной системы.
Новые термины
Вопросы и задания:
УРОК №21. Атмосфера Солнца. Солнечная активность» § 21
Цель урока. просмотреть ролик, сделать конспект, ответив на вопросы.
Новые термины: атмосфера Солнца, протуберанец, корона, солнечный ветер, солнечная вспышка.
Вопросы и задания:
1) Дать определения следующим терминам:
протуберанец, Солнечная вспышка, солнечный ветер.
2)Заполнить таблицу: описав слои атмосферы солнца
УРОК №22. Спектры, цвет и температура звёзд. Диаграмма «спектр — светимость» § 22 (3-4), с.148
План урока. Просмотреть ролик, сделать конспект, ответить на вопросы.
Вопросы и задания:
1) Записать определения: годичный
параллакс, абсолютная звездная величина
2) Какая зависимость между температурой и цветом звезды?
Запишите поговорку для запоминания последовательности класса звезд.
4) В чем заключается эффект Доплера? 5) Что такое Диаграмма Герцшпрунга-Рассела? Что по ней можно определять?
Еще эту диаграмму называют Диаграмма "спектр-светимость"
А)Звезда Альтаир имеет температуру поверхности 8000 К и относится к звёздам спектрального класса А.
Б) Температура звёзд спектрального класса G в 3 раза выше температуры звёзд спектрального класса А.
В) Звезда Денеб имеет температуру поверхности 8550 К и относится к звездам спектрального класса М.
УРОК № 23. Размеры и массы звезд. Модели звезд. Двойные, переменные и нестационарные звезды. § 23 (3-4), с.148
План урока. составить краткий конспект по видеоролику, отвечая на вопросы ниже.
Новые термины: двойная звезда, переменная звезда, нестационарная звезда, цефеиды
Новые термины: двойная звезда, переменная звезда, нестационарная звезда, цефеиды
Вопросы и задания:
1. Дать определение двойная звезда?
2. Какие еще звезды могут быть, привести примеры?
3. Звездное скопление - это...
4. Составить таблицу Классы физических двойных звезд,
1) Название класса
2) Определение класса
3) Пример, название звезды
4) Примечание: количество или движение, как проходит и др.
5. Запишите формулу для нахождения массы звезды.(описать все буквы)
6. Задачу на нахождение массы двойной звезды записать в тетрадь
7. Записать, какая зависимость массы звезды от ее светимости L?
8. Что такое Цефеиды? Что такое переменные звезды?
УРОК 24. Пройти тест по теме "Солнце и звезды" Сcылка
УРОК № 25. Наша Галактика. Типы галактик. Скопления и сверхскопления галактик. «Красное смещение» и закон Хаббла.
План урока. составить краткий конспект по видеоролику, отвечая на вопросы ниже.
Понятия: галактика, классификация галактик, квазары, красное смещение,
Понятия: галактика, классификация галактик, квазары, красное смещение,
Вопросы и задания:
1. Опишите нашу галактику (название, нарисуйте рисунок -модель, состав)2. Запишите характеристику нашей галактики.
3. Какие типы существуют галактик?
4.Запишите Закон Хаббла (расписать величины в формуле )
5 Квазар - это,..
УРОК № 26. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик.
УРОК № 27. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Вопросы и задания: